В. ЛАНЦБЕРГ. Сонатина для зеленого кузнечика

От составителей

О чем обычно пишут в предисловиях? Прежде всего составители пытаются изложить свои взгляды на максимально возможное количество вопросов, имеющих минимальное отношение к делу. Затем говорится несколько слов об авторе, творчество которого препарируется в данном издании, и напоследок читателя стараются ненавязчиво подготовить ко всем тем огрехам и несуразностям, которые встретятся ему в книге, причем все и вся оправдывается объективными причинами.
Мы решили не оригинальничать, а написать "как все".

Не хотите -- не читайте.

Положа руку на сердце: кто из нас не пробовал писать стихи? Кто не срифмовал ни разу в жизни? Если такие люди и найдутся, вряд ли число их будет велико. Все мы из одного теста, и каждый уверен, что все или почти все ему по силам: "Пишут же другие, значит, могу и я!" Да, мы можем. Мы пишем. Иногда пишем, пытаясь создать действительно нечто "разумное, доброе, вечное", иногда -- что называется "левой задней", по необходимости, из желания произнести оригинальный тост на чьей-то свадьбе или сделать дарственную надпись: "Дорогому дяде Вене в день евонного рожденья". Что ж, можно писать и так, -- бумага не покраснеет от стыда. Впрочем, нет: у некоторых она все-таки краснеет, причем одновременно на ней проступают водяные знаки и надпись "Билет Государственного Банка СССР". Стоит ли приводить конкретные примеры? Вряд ли. Примеров таких, к сожалению, достаточно и среди тех, кто привык видеть титул "Член Союза писателей" перед своей фамилией, с среди тех, кто выходит к микрофону после слов ведущего: "Итак, сегодня мы представляем вам известного автора самодеятельной песни из города..."
Итак, сегодня мы представляем вам... Нет, не пугайтесь, это не тот случай. Сегодня мы представляем вам известного автора самодеятельной песни из города Туапсе Владимира Ланцберга. Что о нем сказать? По образованию -- инженер. По призванию -- педагог и поэт. В общем, человек как человек. Пишет он давно, и к настоящему времени успел написать свыше трехсот песен самого разного качества и назначения, из коих в настоящий сборник включено около трети. По какому принципу они отобраны? Пожалуй, единой идеи, четко выраженных критериев отбора нет, а есть просто подборка песен, которые автор наиболее часто исполняет, которые в большинстве своем уже прошли самое трудное испытание -- испытание временем. И пусть в масштабах профессиональной литературы время это невелико, песни эти уже покинули своего автора, словно повзрослевшие дети, и живут сами по себе, бродят по свету, а порой возвращаются к родителю изменившимися до неузнаваемости. Что ж, мы желаем им долгих лет жизни.
Несколько слов о компоновке и оформлении сборника. Автор во время выступлений объединяет свои песни в циклы, причем названия циклов меняются, песни нередко перетекают из одного цикла в другой, сами циклы постоянно дробятся или объединяются. Мы не сочли своей задачей отображение динамики этих процессов, а постарались остановить мгновенье, предложив вашему вниманию что-то вроде фотографии творчества Владимира Ланцберга по состоянию на конец 1989 г. В качестве заставок к циклам использованы рисунки автора, сделанные им в разное время, а в кратких предисловиях к этим циклам мы попытались объединить то, что он обычно рассказывает о причинах появления отдельных песен и своем отношении к ним.
Хочется еще раз сказать огромное спасибо всем людям, оказавшим помощь в подготовке сборника -- всем, кто по нескольку раз перепечатывал тексты, расшифровывал фонограммы, предоставлял материалы из личных и клубных архивов... Без них этого сборника просто не было бы.
Ну, вот, пожалуй, и все. Теперь слово -- автору...
Обратно к титульной странице