В. ЛАНЦБЕРГ. Сонатина для зеленого кузнечика

ЧАСТЬ XII. ДНЕВНИКИ.

... Что касается "Дневников", то это песни особого свойства. Если мы привыкли к тому, что самодеятельная песня - это чаще всего баллада, что она, отталкиваясь от какой-то темы, разворачивает целую цепь размышлений с определенным сюжетом, то, например, этюды, которые иногда у меня получаются, представляют собой какие-то укрупненные зарисовки одной детали, одного жизненного узла, одной темы, одного образа в подробностях, но без особенного развития сюжета... А "Дневники" отличаются тем, что они просто передают обстановку, как дневниковая запись: "Были там-то. Ели то-то. Разошлись в таком-то настроении". Так и эти песни - и те, которые входят в число часто исполняемых, и другие. Это просто фиксация конкретных событий конкретных дней, поэтому они чаще всего не имеют своих названий, а просто датируются этими днями, хотя сами песни пишутся, бывает, и позже...

Дневниковые записи от двадцатого и двадцать первого мая касаются одного тяжелого разговора с другом об одной тяжелой жизненной ситуации, разговора нелицеприятного, где-то даже злого, но закончившегося очень хорошо, после чего я сел в самолет и улетел из Сибири в Европу. Самолет уходил поздно, и как только он взлетел, сразу обнаружилась граница между ночью и днем на горизонте сзади, и вот было такое сидение в мягком кресле после тяжелого разговора, своеобразный пир во время чумы, потому что разговор этот был вызван цепью тяжелых событий, в которых оказались близкие мне люди, и не потерять хотя бы одного из них - это и был тот самый пир...

20 мая 1979 г., Новосибирск
(песенка с улетальным исходом)


                 ,             ,
            Самолет настырно кружит         Am F
                       ,        ,  ,
            в темном пламени зари.          Dm7 Esus E7
                 ,            ,
            (Утерев слезу снаружи,          Am Dm7
                       ,    ,      ,
            тридцать три пущу внутри...     F G7 C
                 ,             ,
            Посидим: велит примета...       F Em
                   ,                ,
            Не взыщите - все, что смог...)  F A9-
                  ,           ,
            Он меня, как Ганимеда,          Dm Am
                     ,     ,    ,
            цепко схватит за химок.         H7 E7 Am
                    ,           ,
              Он меня, как Ганимеда,          Dm Am
                       ,     ,    ,   ,
              цепко схватит за химок.         H7 E7 Am E7/5+

            Пролегла моя прямая
            через тридцать три реки.
            Объезжающе сжимаю
            запасные кулаки.
            Тридцать три свинцовых морды,
            с каждой мордой - смертный бой.
            Ни хрена ! Живой иль мертвый,
            разочтусь за нас с тобой !


21 мая 1979 г.,
самолет Новосибирск-Куйбышев.


                    ,            ,
            Пир. Чума. Упоенье. Нега.          Am Dm6
                 ,        ,     ,  ,
            Облака в голубой пыли.             Am Am7 Dm Dm7+
                     ,        ,    ,
            В три часа на востоке небо         Dm7 G7 C
                 ,     ,      ,
            отделяется от земли.               B7 H7 E7
                         ,      ,    ,
                   Утро вечера мудренее,       Am6 H7 Em7
                          ,        ,    ,  , ,
                   так огнем оно все гори ! -  Gm A7 Dm Dm7+ Dm7
                         ,           ,,
                   и тревоги мои чернеют,      Dm6 E7 F7
                        ,          ,    ,
                   отгорев на костре зари.     Dm E7 Am


            Щам вчерашним и лапоть - мера,
            все забросил бы и хлебал.
            Ослепительна дура-вера.
            Обалденье! Холера!! Бал!!!
                   Лишь девчонки стоят в сторонке,
                   сплетню голую теребя.
                   Факты любят одни подонки,
                   чистоплюи - самих себя.

            Остается как будто мелочь:
            непонятно лишь ни фига,
            как из лучшего друга сделать
            компетентнейшего врага.
                   Говорят, это адски просто:
                   был бы друг, вся собака в нем...
                   ... Между тифом и черной оспой
                   мы бокалы свои столкнем !

            1979.


1 января 1976 г.


                 ,               ,
            Невидимкой странный дым         Am D7
                   ,             ,
            по земле разползся плоско.      G7 C
                ,     ,      ,
            Это утро пахнет воском,         F F7+ Dm7
                    ,           ,
            что за год идет за ним?         H7 E7
                    ,      ,       ,
            Может, тот грядет в дыму        A+3 A D7+
                    ,           ,
            год непрошенный, который        Dm7 G7 C
                 ,   ,       ,
            похоронною конторой             F F7+ Dm7
                     ,
            станет мне,                     H-9
                        ,
                     тебе,                  E7
                           ,
                         ему?               Am

            Пальцы чьей-нибудь руки
            между прочим (впрочем, дескать)
            с восковым мертвящим блеском
            день и ночь плетут венки.
            Солнце в них мигнет, взойдя.
            Вот и первая примерка -
            чтобы память не померкла
            до апрельского дождя.

            Невидимкой странный дым
            по земле расползся плоско.
            Это утро пахнет воском -
            страшный год идет за ним?..
            Врешь! И дым совсем не тот -
                 ,     ,      ,
            это запах вешних вишен,         Dm7 Gsus C
                 ,      ,      ,
            это гул пчелиный слышен,        F A7 D7+
                 ,
            это май.                        A
                         ,
                    Он здесь.               E7
                                  ,
                             Он ждет!       A

            3 января 1976 г.


Предыдущая часть Содержание Указатель Аккорды Обложка Следующая часть

Замечания