В. ЛАНЦБЕРГ. Сонатина для зеленого кузнечика

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ - ВЕРТОЛЕТИК.

...Группа песен под условным названием "Вертолетик" - один из циклов, что называется "про любовь". Все это - посвящения разным людям, а самая старая из песен - "Алые паруса" - написана еще в школе. Некоторые песенки несут в себе изрядную долю вымысла, - такие например, как "Строчка счастья". Я ведь ни в каких экспедициях и серьезных походах тогда не бывал... Просто, наверное, идеализировал и себя, и чувства, и обстановку.

Вернувшись из первой своей пешеходной "единички", куда друзья-туристы заманили меня, дабы вдохновить, я твердо решил, что это - моя последняя "единичка", она же "двоечка" и т.д. То же касалось туристской тематики в песнях, которую я тогда проклял вместе с туризмом. Поэтому, когда месяц спустя Таня Климова принесла новую мелодию, я написал "О тебе".

"Песенка о весне" на самом деле была написана зимой, в декабре. Дело в том, что в Саратове в это время часто бывает тепло, так что Новый Год приходится встречать в резиновых сапогах, и такая вот псевдовесенняя погода способна настроить человека на весенний лад, возбудить в нем далеко не зимние мысли, желания... Она, собственно, и послужила стимулом к по явлению этой песенки.

"Растак-на-Дону" чем-то родственна "Песенке о весне", поскольку появилась на свет тоже в декабре. Но появилась она "в теплых краях", когда в Саратове была уже какая-никакая зима, а на юге, в Ростове, в Туапсе, была еще тепло, все цвело... Ну, а дальше - как в случае с предыдущей песней.

"Прощание" написано, разумеется, никакому не юнге... А вот что касается песенки "Вертолетик", так тут как раз все наоборот: можно подумать, что она про любовь, но на самом деле это было просто письмо, отв ет на письмо одного хорошего человека. Просто по гамме каких-то ощущений, скорее даже по восприятию ее, чем по настроениям, заложеным в ней, вошла она в этот цикл. Вошла, так сказать, условно, по причине внешней уместности...

"Я оставлю тебе..." - песня, написанная вот по какому поводу: однажды, перелистывая семейный фотоальбом, я остановил свое внимание на фотографии неизвестного мне молодого человека. Заметив мое недоумение мать объяснила, что это ее родной брат, а на вопрос, почему я с ним незнаком, хотя знаю вроде бы всех ее многочисленных братьев и сестер, сказала, что он погиб во время войны. Как я потом узнал, случилось это 24 июня под Ленинградом. Так и получилось, что песенка эта посвящается моим тогдашним ровесникам, погибшим в первые дни войны...

АЛЫЕ ПАРУСА

Т.К.

    ,                       ,
А зря никто не верил в чудеса...       Am Dm7
    ,                        ,    ,
Но вот однажды летним утром рано       G7 C7+ A9-
      ,           ,
над злой Каперной алые                 Dm Dm6
                      ,          ,
                взметнулись паруса -   Am F7
     ,           ,          ,
и скрипка разнеслась над океаном,      H7 E7 Am A7
                            ,
                         океаном,      A7
        ,           ,
  над злой Каперной алые               Dm G7
                        ,          ,
                  взметнулись паруса,  C F7
       ,           ,          ,
  и скрипка разнеслась над океаном.    H7 E7 Am

Глаза не три, ведь это же не сон,
ведь алый парус вправду гордо реет
над бухтой, где отважный Грэй
                нашел свою Ассоль,
над бухтой, где Ассоль дождалась Грэя.

А рядом корабли из дальних стран
тянули к небу мачты, словно руки.
И в кубрике на каждом
                одинокий капитан
курил, вздыхал и думал о подруге.

С любимым легче волны бороздить
и соль морскую легче есть на пару,
ведь без любви на свете
                невозможно было б жить
и серым стал бы даже алый парус!

И стал бы серым даже алый парус!

                               1966

О ТЕБЕ

муз. Т.Климовой

          ,            ,
От нас росу прячет трава                Dm Gm
        ,            ,
и вдалеке солнце встает.                A7 Dm
                         ,
За переходом - точка-привал,            Gm
        ,               ,
потом опять - тире-переход.             A7 Dm
            ,            ,
     А о тебе гудят поезда,             D7 G7
             ,              ,
     а по тебе вздыхают ветра,          C7 F7
             ,               ,
     и по ночам большая звезда          B7 E7
                 ,                ,
     со мной вдвоем грустит до утра.    A7 Dm

Мне так легко спутать слова:
твое лицо спать не дает.
За переходом - точка-привал,
потом опять - тире-переход.

     А о тебе поют провода,
     твое дыханье ночь принесла
     и про тебя все шепчет вода,
     слепым дождем стекая с весла.

Над головой - синь-синева,
и нам пора снова вперед.
За переходом - точка-привал,
потом опять - тире-переход.

     А о тебе пороги шумят,
     руками машет леса стена
     и у костров гитары звенят,
     ну, а молчит лишь тишина.

     А о тебе гудят провода,
     а о тебе стучат поезда,
     на перекатах плещет вода,
     в ночи грустит большая звезда.

                         июнь 1967

СТРОЧКА СЧАСТЬЯ

 ,       ,    ,      ,   ,    ,
Над головой прошелестел листопад.    A7 Dm A7 Dm D7 Gm
       ,         ,        ,
Меня уносит самолет на руках.        E7 A7 Dm
 ,    ,     ,      ,,       ,
Аэродром уплыл, качаясь, назад,      A7 Dm A7 Dm D7 Gm
         ,        ,         ,   , ,
и синий город утонул в облаках.      E7 A7 Dm C7 B7
   ,        ,    ,     ,       ,  ,
    А ты осталась позади, позади,     A7 D7 Cm6 D7 Gm Gm7+
             ,         ,       ,
    тебе не видно ничего из окна...   B C7 F F7
            ,            ,         ,
    За горизонт ушли, шатаясь, дожди  B B7+ Gm
        ,      ,                   ,
    и вновь у сосен на висках седина. E7 A7 Dm

           ,        ,       ,
 Я знаю, время отнимает тепло              Dm D7 Gm
             ,            ,        ,
 с последней искоркой ночного костра.      E7 A7 Dm
                        ,         ,
 Как будто с вечера полжизни прошло,          D7 Gm
           ,           ,        ,
 а жить осталось до утра, до утра !        E7 A7 Dm
              ,                     ,
    Опять, наверно, заблудился в ночи      D7 Gm
              ,           ,       ,
    на сто незаданных вопросов ответ...    B C7 F F7
                 ,                     ,
    Ты просто вспомни, погрусти, помолчи   B Gm
         ,      ,                     ,
    и строчку счастья запечатай в конверт. E7 A7 Dm

 И я узнаю, как в тетрадный листок
 косыми буквами ложилась печаль,
 как сто дождей, как сто ветров, сто тревог
 косыми брызгами размыли печать.

    Я так хочу, чтоб над тобой, над тобой
    кружились искорки ручного огня.
    чтоб через дни летел конверт голубой,
    одну заветную минуту храня !

    .....................................

    Опять, наверно, заблудился в ночи
    на сто незаданных вопросов ответ...
    Ты просто вспомни, погрусти, помолчи
    и строчку счастья запечатай в конверт !

            1967

Я ОСТАВЛЮ ТЕБЕ...

Моим ровесникам, погибшим в первые дни войны.

             "Я все равно паду на той --
             на той единственной, Гражданской,
             и комиссары в пыльных шлемах
             склонятся молча надо мной..."
                           Б.Окуджава

     ,                                ,   ,
Я оставлю тебе эхо лестницы, шорох перил,             Cm D7 G7
         , ,       ,        ,          ,       ,
свой звонок в коридоре, несмелый, смешной и короткий, Fm D7 G7 Fm G7 Eb
,    ,         ,             ,                 ,
полутемный подъезд, что впервые нам дверь отворил,    G7 Cm Ab B7 Eb  |
      ,       ,         ,      ,        ,                             | 2
и стихи о любви на клочке папиросной коробки.         Db Cm D7 G7 Cm  |

Я оставлю тебе листопад, листопад, листопад,
запах майских ночей и помятый в пути треугольник.
Может, вспомнишь тот взгляд и ответы мои невпопад
и, с чего -- не поймешь, станет грустно и чуточку больно.

                                                      Ab7 C#m...
И вернутся на миг эхо лестницы, шорох перил,
мой звонок в коридоре, несмелый, смешной и короткий...
Может, вспомнишь слова, что, прощаясь, тебе говорил
рыжий парень в зеленой, нелепо торчащей пилотке.

                 1969

ГОРДОСТЬ

Л.Ж.

     ,                       ,
Ты вновь на недоступной высоте,    Dm Gm7
     ,                   ,   ,
где дуют бесшабашные ветра.        C7 F D7
   ,          ,
Я не могу кричать - эгей ! -       Gm B7
                ,           ,
            кричать о правоте,     C7 F
    ,            ,           ,  ,
когда я ну хоть капельку неправ.   B7 A7 Dm D7
   ,            ,
Я не привык кричать - эгей ! -     Gm B7
                ,           ,
            кричать о правоте,     C7 F
    ,            ,           ,
когда я ну хоть капельку неправ.   B7 A7 Dm

Ты волосы откинь за горизонт,
ладонями от солнца заслонись !
Я, черт возьми, пройдусь по небу ласковой грозой,
ты только улыбнись мне, улыбнись.
Я для тебя пройдусь по небу ласковой грозой,
ты только улыбнись мне, улыбнись.

Я знаю, надоело так стоять
и гордость возвеличивать свою,
но ты постой до завтра - я приду к тебе опять,
водою дождевою напою.
Ты подожди до завтра - я приду к тебе опять,
водою дождевою напою.

Тебя на недоступной высоте
ищу я, кверху голову задрав,
а ты за мною ходишь по земле, как будто тень,
хотя и был я чуточку неправ.
А ты за мною ходишь по земле, ну, точно тень,
хотя и был я чуточку неправ.

Хотя и был я чуточку, чуточку неправ.

1967

МАЛЕНКАЯ ПЕСЕНКА НА ФОНЕ ПОЧТОВОГО РОЖКА

И.И.

 ,            ,
Невезуха поражает:                  A9- D7+
                  ,    ,       ,
                 не пацан, а влип.  Fm G7 C7+
 ,
Синий ящик не рожает -              Dm
                  ,          ,
                 почта не велит.    H7 E7
 ,        ,
Надоел себе порядком,               Gm A7
                   ,       ,     ,
                 всех ко всем виня. Dm Dm7+ Dm7
    ,             ,
...Ночь шарманки рукоятку           Fm6 G7
                 ,      ,   ,
                 отняла у дня,      C C7+ Dm6
,
и мелодия сырая                     Dm
                  ,              ,,,,
                 вертится в башке - H7 Dm E7 Dm E7
,    ,      ,
это мой почтарь играет              F F7+ F6
                  ,    ,      ,
                 на своем рожке.    H7 E7 A7
                                    D7+ Fm G7 C7+
                         1976

РАСТАК-НА-ДОНУ

Н.М.

      ,
Атмосфера, атмосфера,       Am
      ,
атмостерва, барахло.        Dm
     ,
Потихоньку тает вера        Dm6
          ,        ,
в мой родной Аэрофлот.      E7 Am
           ,      ,   ,
   Весь печальный и унылый, F A7 D7+
         ,     ,   ,
   пятикрылый серафим       Fm G7 C
        ,          ,   , ,
   отливает в капониры      A7 Dm Dm6 F7
           ,          ,
   на фиг нужный керосин.   E7 Am

Им пронизан этот воздух.
В керосиновых ночах
зреют мысли - мол, не поздно
что-то заново начать.

   И покуда небо серо
   там, в родном моем краю,
   здесь тихонько тает вера
   в неприкаянность мою.

Где "вчера", а где "сегодня" ?
Шьет сентябрь по декабрю.
Атмосволочь, атмосводню
Я, любя, обматерю.

   За моря уходит осень,
   ароматов наслоив.
   Серафим меня уносит
   в лапах бережных своих.

1976

ПЕСЕНКА О ВЕСНЕ

Е.М.

       ,          ,    ,
Не скажу, какого лиха ради     Am E7 Am
           ,          ,    ,  ,
(цель и в самом деле не ясна), Dm7 G7 C C7
        ,      ,     ,   ,   ,
весь огромный город лихорадит  F Gm A7 Dm Dm6   |
     ,        ,     ,  ,                        | 2
безалабернейшая весна.         Am E7 Am C7 (E7) |

Я со спячки потянусь к котомке.
Про январь, подружка, не свисти!
Эх, чужая ли весна -- потемки?
Дай в своей конец с концом свести!

Мы давно в затылках не чесали,
хоть до них-то нам рукой подать.
Новый счет пока идет часами,
но конца как будто не видать...
Но конца, ей-богу, не видать!

Не скажу, какого лиха ради
(цель и в самом деле не ясна),
мой огромный город лихорадит
безалабернейшая весна.

1975

ВЕРТОЛЕТИК

Д.Р.

      ,           ,
Напоследок выпью чаю.        Em Hm
         ,              ,
День бездарен. Ночь глупа... E7 Am
     ,            ,
Никаких даров не чаю,        C D7 G7+
         ,         ,
просто время исчерпал.       Am H9-
      ,              ,
Но завис на дальней ноте,    Dm6 E7
        ,           ,
что почти и не слышна,       Am C7
        ,           ,
мой вчерашний вертолетик     Em C7
      ,           ,
недосмотренного сна.         F#7 Am
                             Em Am Em

Только лягу -- и с кровати,
из ячейки сонных сот,
он ничем меня подхватит
и куда-то понесет.
Может, в тот вчерашний город,
где, не зная ничего,
ждешь и ты от неба скорого
спасенья своего.

В дом, где съежена в комочек
сердца боль, где соль -- в глаза.
Одиночье день-и-ночество --
пустой концертный зал,
где фиаско -- тень успеха,
где надежда -- маска лжи,
где смеется только эхо,
а уходит только жизнь...

                          1980

ПРОЩАНИЕ

О.Т.

     ,        ,       ,
Мне быть с тобой еще полчаса,      Dm6 E7 Am
   ,        ,      ,      ,
потом -- века суетной возни.       Dm7 G7 C C7
   ,        ,      ,   ,  ,
Малыш, возьми мои паруса,          F H7 E7 A3+ A7
      ,       ,       ,  ,
весь мой такелаж возьми.           Dm E7 Gm A7
     ,        ,      ,   ,  ,
  Малыш, возьми мои паруса,          F H7 E7 A3+ A7
        ,       ,       ,
  весь мой такелаж возьми.           Dm E7 Am

Мы о шторма расшибали лбы,
наш пот всю палубу пропитал!
Малыш, ты юнгой хорошим был --
теперь ты сам -- капитан!

Я злился, верность кляня твою,
другому верность свою влача.
Я скоро что-нибудь натворю --
не бойся, не сгоряча.

Мне быть с тобой еще полчаса,
потом -- века суетной возни.
Малыш, возьми мои паруса,
весь мой такелаж возьми!

                         1971-1973

Предыдущая часть Содержание Указатель Аккорды Обложка Следующая часть

Замечания